Учим буквы играя, игры с буквами

Алфавит для маленьких детей — набор непонятных символов. Чтобы помочь ребенку в освоении азбуки, нужно вместе с ним выполнять упражнения, составленные специально для детей дошкольного возраста. Одной из самых сложных для усваивания является буква Е: задания для дошкольников, направленные на ее изучение, должны быть простыми и интересными, а инструкции для родителей и учителей — понятными и эффективными.

Советы по изучению букв с дошкольниками 

Вне зависимости от того, по какой методике учим буквы играя, необходимо соблюдать определенные принципы обучения:

  • Каждое занятие должно проходить в игровой форме и иметь непринужденный характер. Вместо фразы «Пойдем, почитаем!» лучше скажите: «Пойдем играть!».
  • Залог успеха любого занятия (даже домашнего) – смена видов деятельности. Это означает, что после длительного сидения перед букварем желательно организовать физкультминутку и подвигаться. Изучение букв чередуйте также с рисованием, лепкой, конструированием или другим видом деятельности.
  • Надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Не перегружайте! Ребята старшего дошкольного возраста могут заниматься на протяжении 20 минут, в то время как малыши 3-4 лет с трудом высиживают 10 минут игры для изучения букв. Кроме возрастных следует учитывать и индивидуальные особенности детей. Если ваш ребенок слишком подвижен, то с ним учим буквы играя в подвижные игры. Существуют и другие особенности, такие, например, как плохая память или неустойчивое внимание, их тоже важно учитывать! Для многих детишек достаточно и 5 минут занятия.
  • Бывает, что ребенок знает буквы, но не может научиться читать. Как правильно учить ребенка буквам?

Важно: учите не буквы, а звуки, которые они обозначают. Например, буква Б [бэ], но звук [б]; буква Р [эр], но звук [р]. При неправильном  обучении ребенок вместо [по] читает [пэо].

  • Не берите для изучения более 2 букв в день.
  • Соблюдайте последовательность изучения букв. Ее можно подсмотреть в любом букваре. Как правило, начинают с гласных.
  • Если ваш ребенок плохо говорит и, например, пока не выговаривает звук Р, то букву Р пока желательно пропустить. Это лучше, нежели закреплять неправильное произношение букв.
  • Хвалите ребенка за любые даже маленькие успехи и не критикуйте, иначе интерес к занятиям потеряется.

Задания

Предлагаю Вам вот такие вот игры буквы для детей посвященные букве В:

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «В». Раскрасить большую и маленькую буквы ”В” в синий цвет.
  • Написать маленькую букву “в” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “в”. Обсудить кто изображён на картинках? На какую букву начинаются все эти слова?
  • Вставить букву “в” в слове ”верблюд”. Раскрасить картинку.

Эти задания с буквами Вы можете скачать здесь:

Задания
  • Учимся писать букву «В»:
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “В”.
Задания
  • Ищем пять букв «В» среди других картинок. (Игра в буквы на внимательность).
  • Развиваем мелкую моторику и запоминаем, как выглядит буква «В».
Задания

Таким образом, играя и выполняя эти простые задания Вы сможете с легкостью и в игре изучить буквы алфавита для детей.

игры на развитие памяти и внимания, на знакомство с цифрами и буквами, на устный счёт и чтение по слогам

Только для личного использования!Перепубликация и распространение запрещены!Поделитесь с друзьями, возможно,им с нужна эта информация!

Математика

Десять обезьянок

Учимся считать от 10 до 1! Игра представляет собой интерактивный мультфильм. Доступно на устройстве с клавиатурой!

Учимся считать. Палочки

Изучаем цифры и последовательный счет от 1 до 10.

Учимся считать-2. Кружочки

Изучаем цифры и последовательный счет от 1 до 10.

Учимся считать-3. Машинки

Развиваем навыки устного счёта от 1 до 10.Доступно на устройстве с клавиатурой!

Учимся считать-4. Куклы

Развиваем навыки устного счёта от 1 до 10.Доступно на устройстве с клавиатурой!

Учимся складывать

Решаем примеры на сложение в пределах первого десятка.

Дроби

Игра на изучение понятий «часть» и «целое».

Русский язык

Учим буквы

Игра на знакомство с буквами руского алфавита (а, бэ, вэ…). Доступно на устройстве с клавиатурой!

Учим звуки

Игра на знакомство со звуками руского алфавита (а, б, в…). Доступно на устройстве с клавиатурой!

Учимся читать — 1.1

Слова из 2-3 букв, часть 1.Доступно на устройстве с клавиатурой!

Учимся читать — 1.2

Слова из 2-3 букв, часть 2.

Учимся читать — 1.3

Слова из 2-3 букв, часть 3.

Учимся читать — 2.1

Слова из 4 букв, часть 1.Доступно на устройстве с клавиатурой!

Учимся читать — 2.2

Слова из 4 букв, часть 2.

Учимся читать — 2.3

Слова из 4 букв, часть 3.

Читайте также:  Лучшие витамины для женщин по отзывам. ТОП 25

Учимся читать — 3.1

Слова из 5 букв, часть 1.Доступно на устройстве с клавиатурой!

Учимся читать — 3.2

Слова из 5 букв, часть 2.

Учимся читать — 3.3

Слова из 5 букв, часть 3.

Собери узор!

Собери по образцу буквы, цифры и узоры!

Иностранные языки

Немецкий алфавит

Игра на знакомство с буквами немецкого алфавита. Доступно на устройстве с клавиатурой!

Изучаем цвета

Семь разноцветных

Развивающий мультфильм на изучение семи цветов радуги.

все развивающие компьютерные игры

В каком возрасте можно начинать обучение

У педагогов и психологов нет строгих предписаний по поводу конкретного возраста, с которого дошкольника можно знакомить с буквами. Однако самым благоприятным временем для этого специалисты всё же считают пять лет. Такая рекомендация основана на том, что у совсем маленьких детей преобладает наглядно-действенный тип мышления. А вот к 5 годам мозг уже способен воспринимать абстрактную информацию, знаковые изображения, которыми являются буквы.

По мнению психологов, именно в этом возрасте ребёнок проявляет особую любознательность и может запоминать большое количество информации без особых к тому усилий.

Кроме того, до 5 лет речевой аппарат ещё только формируется, поэтому кроха часто не может правильно произносить названия некоторых букв. Есть вероятность, что он запомнит их неправильное звучание, что в будущем создаст проблемы при обучении чтению.

В каком возрасте можно начинать обучение

По мнению психологов и педагогов, оптимальный возраст для изучения алфавита — 5 лет

Ещё один важный момент. Родители должны понимать, что изучение букв и алфавита тесно связано с обучением чтению. Если начать знакомство с алфавитом слишком рано, малыш может просто забыть буквы к тому времени, когда пора уже будет осваивать чтение (чтобы этого не случилось, повторять их нужно практически ежедневно).

Тем не менее это только общие рекомендации. Не нужно забывать, что каждый малыш индивидуален. И кто-то способен отлично осваивать буквы уже в три года, а для кого-то эта задача становится посильной только к школе.

Правильное знакомство с русскими буквами в 3 года

К трём годам у многих детей уже есть любимые сказки, книжки. В этом возрасте можно выучить с малышом лишь отдельные буквы, и уж точно не зацикливаться на их последовательности (не затрагивать алфавит).

В каком возрасте можно начинать обучение

Лучше всего трёхлетние дети запоминают буквы А, Б и В, а также первую букву своего имени, М и П («мама» и «папа»).

Трёхлетнему малышу стоит сделать или приобрести буквы-игрушки — объёмные, красочные, интересные для разглядывания. На помощь родителям придут различные кубики (лучше объёмные, мягкие) с нарисованными буквами и картинками. Изображение можно выбирать определённой тематики (например, только животные).

Для трёхлетнего малыша буквы лучше всего связывать с игрушками, например, объёмными мягкими кубиками

Например, у меня в детстве был большой надувной мяч, на котором были изображены все буквы алфавита с чёрно-красными картинками. Я помню, что очень любила с ним играть, подолгу рассматривала изображения. Первое знакомство с буквами у меня связано именно с этой игрушкой.

Мама также может выкладывать крохе буковки из счётных палочек, спичек, пуговиц, рисовать их на бумаге, мелом на асфальте. Затем нужно стимулировать малыша повторять эти действия.

В каком возрасте можно начинать обучение

4 года: играем и запоминаем

Рекомендации для четырёхлетнего крохи будут теми же, только взрослый начинает использовать для изучения ещё и различные игры: домино, лото, «Волшебный мешочек» и пр.

Например, можно сыграть в игру «Найди картинки». Мама выкладывает определённую букву и 3–4 картинки. Среди них ребёнок должен выбрать предмет, начинающийся на заданную букву.

Кроме того, можно приобрести интерактивную азбуку в виде плаката или книги. Малышам обычно очень нравится нажимать на ней кнопки. В памяти ребёнка отложится форма буквы, он будет связывать графический символ со звуком.

Интерактивная азбука будет связывать графический символ с картинкой и звуком

В каком возрасте можно начинать обучение

Ребёнку уже можно показывать различные обучающие мультфильмы, видео, где алфавит, например, предстаёт в виде забавной песенки.

Видео: весь алфавит в виде весёлой песенки

5–6 лет: школьные приёмы обучения в комфортных домашних условиях

В 5 лет уже можно учить непосредственно алфавит, то есть буквы в их правильной последовательности. Нужно рассказать ребёнку, что алфавит — это основа нашего языка. Его знание помогает в жизни, например, так гораздо легче ориентироваться в библиотеке, когда нужно найти книгу, начинающуюся на определённую букву.

В это время подспорьем для родителей опять-таки будут игры, более сложная продуктивная деятельность (например, пластилинография, выполнение нетрадиционной аппликации из семян, крупы, салфеток и пр., лепка). На помощь придут различные пособия (печатные азбуки), специальные рабочие тетради, прописи (ведь буквы можно не просто изучать, а сразу учиться их писать).

В каком возрасте можно начинать обучение

В 5–6 лет ребёнку можно уже предлагать специальные рабочие тетради, прописи

Кроме того, существует множество полезных приложений для смартфонов, планшетов. Это развивающие игры, помогающие осваивать алфавит.

Вместе с ребёнком можно сделать уникальный авторский букварь. Берётся обычный альбом (на обложку можно приклеить аппликации из открыток, журналов), на каждой странице рисуется буква и картинка — предмет, название которого начинается на эту букву. Это занятие сблизит членов семьи и, несомненно, увлечёт дошкольника.

Комплект для команды

Первой команде понадобятся пары букв:

  1. Табличка 1 – А/О
  2. Табличка 2 – М/Г
  3. Табличка 3 – А/Е
  4. Табличка 4 – Р/Н

Варианты ответов с вопросами и подсказками для 1 команды:

  1. Море
    1. Вопрос: «Очень много соленой воды в одном месте, иногда имеет связь с океаном»
    2. Подсказка: «Этот мир бездонный…»
  2. Горе
    1. Вопрос: «Глубокая печаль или скорбь»
    2. Подсказка: «Федорино …»
  3. Рама
    1. Вопрос: «Входит в конструкцию окна»
    2. Подсказка: «Мама мыла …»
  4. Нега
    1. Вопрос: «Состояние услады или удовольствия»
  5. Рога
    1. Вопрос: «Парные или одиночные выросты, встречающиеся на голове животных. Они твердые и заостряются на концах»
    2. Подсказка: «Жена наставила мужу …»
  6. Нога
    1. Вопрос: «Конечность человека, применяемая для опоры и передвижения»
    2. Подсказка: «Применяется в процессе ходьбы, нижняя конечность»
  7. Омар
    1. Вопрос: «Деликатес, относящийся к ракообразных. Имеет десять ног»
    2. Подсказка: «Знаменитый поэт из Персии …Хайам»
  8. Немо
    1. Вопрос: «Он создал фантастический подводный корабль «Наутилус»
    2. Подсказка: «Знаменитый капитан …»
  9. Рома
    1. Вопрос: «Футбольный клуб из Италии, точнее из Рима»
    2. Подсказка: «Сокращенное мужское имя»
  10. Гора
    1. Вопрос: «Возвышение, которое поднимается над местностью, окружающей его. Кверху обычно сужается»
    2. Подсказка: «Умный ее обойдет и вверх не пойдет…»
  11. Мера
    1. Вопрос: «Размер или величина, степень или объем чего-либо»
  12. Гена
    1. Вопрос: «Сказочный друг мультяшного Чебурашки»
    2. Подсказка: «Мужское имя сокращенное»

Командные игры на обучение английскому алфавиту.

  1. Скажи слово.

Дети делятся на команды. Одна команда называет букву, а члены другой команды за 30 секунд придумывают как можно больше слов на эту букву. Команда получает очко за каждое слово. Затем ход переходит к другой команде, и они называют букву. В игре может быть любое количество раундов. Не забудьте поощрить победителей.

  1. Прошепчи алфавит.

Группа делится на команды по три или четыре человека. В каждой команде один человек сидит за партой, один стоит у доски и один / двое являются бегунками. Раздаете сидящему за партой от каждой команды листок с распечатанным алфавитом, где буквы идут не по порядку. У каждой команды должны быть своя уникальная последовательность букв. Сидящий должен прошептать бегунку букву, тот должен добежать до доски и прошептать эту букву тому, кто стоит у доски. Стоящий у доски пишет эту букву. Процедура повторяется, пока вся последовательность из букв не будет написана. Если у Вас несколько бегунков, они “передают” буквы по очереди. Побеждает команда, которая первая правильно напишет свою последовательность на доске. Каждая попытка общения сидящего за партой и стоящего у доски наказывается.

  1. Схватка у доски.

Ребята делятся на команды и поочередно отправляют по одному представителю к доске. На доске написаны вразброску буквы алфавита. Одновременно у доски находится по одному представителю от команды. Вы называете букву, тот из ребят, кто первым найдет и обведет эту букву, зарабатывает очко для команды. Приглашаете следующих представителей и называете новую букву. Не стоит доигрывать эту игру до конца: когда остается 2-3 буквы – становится неинтересно. Достаточно 15 раундов.

  1. Напиши последовательность.

В данную игру можно играть индивидуально или разделив ребят по командам. Каждый ученик / команда получает несколько белых листиков. Вы надиктовываете последовательность из 3-6 букв (в зависимости от возраста и возможностей учеников). Ребята должны записать последовательность и поднять карточку вверх. Тот, кто справляется первым – получает очко. Эта игровая деятельность, хотя и очень проста, но невероятно полезна, так как в ней развиваются и навыки письма, и аудиторные навыки, и память, и скорость реакции.

  1. Концентрация.
Командные игры на обучение английскому алфавиту.

Вам понадобится 2 комплекта карточек с прописными и строчными буквами. В игру можно играть на любом этапе изучения алфавита, даже когда выучено всего 5 букв. Это командная игра. Вы крепите карточки обратной стороной на доску на магниты или просто выкладываете на столе. Команды поочередно переворачивают карточки и стараются их запомнить. Если выпадает одна и та же буква – прописная и строчная, — команда забирает пару себе. Побеждает команда, которая соберет больше пар букв.

  1. Первая буква.

Разделите между командами 26 карточек с различными предметами на каждую букву алфавита. У команд должно быть одинаковое количество карточек. Называете произвольную букву и считаете до 5. За это время та команда, у которой находится рисунок с предметом, начинающимся на эту букву, должна найти его и отдать Вам. Та команда, у которой к концу игры (когда перечислены все буквы) останется меньше карточек, побеждает.

  1. Скульптура.

Это еще одна командная игра на изучение алфавита, которую дети просто обожают. Мой опыт подсказывает, что взрослые любят ее не меньше. Каждая команда тянет карточку со строчной буквой, после чего они должны сложить из себя! соответствующую прописную букву.   

  1. Эстафета.

Ребята делятся на команды и по очереди подбегают к доске и пишут по одной букве каждый. Побеждает команда, которая первой правильно напишет весь алфавит. Вы можете усложнить задачу, предложив ребятам написать алфавит в обратном порядке.

Надеюсь, Вам и Вашим ученикам понравились эти игры на обучение алфавиту. Вы также можете ознакомиться с играми для детей на обучение английскому счету.

Понравилось? Сохраните на будущее и поделитесь с друзьями!

Говорящая азбука от лет

Существует много разных способов обучения азбуке для разных возрастов. Для 3-летнего малыша чаще всего используют форму говорящей азбуки. Это могут быть обучающие мультфильмы, среди которых особой популярностью пользуется «Азбука для детей».

Читайте также:  Мероприятия на Новогодние каникулы 2019

В каждой серии мультика описывается только одна буква, поэтому ему под силу усвоить и запомнить всю информацию. Просмотр занимает всего несколько минут, рекомендуется, чтобы видео сопровождалось веселой песенкой.

Многие мамы предпочитают использовать «Синий трактор». Эта говорящая азбука проходит в игровой форме, после просмотра необходимо попросить повторить пройденный материал. Такая методика обучения самая эффективная для маленьких детей.

Веселые уроки

«Азбука» получилась яркой и красивой, с симпатичными картинками. Все пазлы спрятаны в небольшую удобную коробочку (12×17 см), которую можно брать с собой, например, чтобы поиграть с ребенком в дороге.

Очертания букв на картинках выпуклые, они специально покрыты лаком для тактильного знакомства. Причем как сами буквы, так и элементы ассоциаций, которые повторяют их форму.

У каждого пазла есть свой уникальный «замочек». Если ребенок подберет неправильную ассоциацию к букве, то пазл попросту не сложится.

Веселые уроки

Вместе с карточками в наборе идет подробная инструкция для родителей, как правильно учить с малышом алфавит.

Вот несколько коротких советов:

— Для более эффективного запоминания знакомьте ребенка не более чем с семью буквами за один раз.

— Произносите только звук, которые обозначает буква, а не название буквы.

— Просите малыша обвести буквы пальчиком.

Веселые уроки

— Показывайте ребенку слово под картинкой. Обращайте его внимание на первую букву слова.

Твёрдые и мягкие звуки

Тема твёрдости и мягкости подробно рассматривается в школе. Дошкольникам даётся общая ознакомительная информация. Если малыш хорошо усваивает, можно дать больше материала. Если обучение даётся трудновато, лучше потратить это время на обучение более необходимым навыкам. Твёрдые и мягкие звуки можно объяснять тогда, когда ребёнок хорошо усвоил алфавит, различает гласные и согласные, умеет читать по слогам.

Чтобы объяснить дошкольнику понятие твёрдости и мягкости звуков, начать нужно со сравнения твёрдых и мягких предметов. Нужно сравнить стол и подушку, вату и камень и т. д. Потом взрослый сообщает, что согласные звуки тоже бывают твёрдыми и мягкими.

Предлагается изолированно произнести согласный К.

— А теперь произнеси звук К, прижав язычок к нёбу. Смотри, как изменился звук! Он стал мягким – КЬ.

Так нужно потренироваться произносить все согласные кроме Ж, Щ, Ц, Ч, Ш, Й.

Для закрепления можно сыграть в игру с мячиком. Взрослый кидает ребёнку мяч, называя твёрдый звук. Он должен сделать его мягким и вернуть мяч. Потом роли меняются.

На следующем занятии происходит знакомство с Ь и Ъ. Эти знаки нужны, чтобы обозначать мягкость и твёрдость согласных в словах. Ребёнок учится на занятии читать слова с мягким и твёрдым знаками.

Перед следующим занятием нужно рассказать дошкольнику, что Ж, Щ, Ц всегда твёрдые, а Ч, Ш, Й – всегда мягкие. Преподносить материал лучше в виде сказки. Табличку со звуками следует повесить на видное место.

Сказки про букву

Е- шестая, значит, в запасе уже есть А, Б, В, Г и Д. Важно использовать их в небольших сказках, таким образом, дети повторят изученный материал.

Изучаемые детьми буквы должны использоваться в сказках.

Сказка 1

Жила была Е, она дружила со всеми, всем помогала, если нужно, в письме заменяла. Когда заболела В, некому стало сидеть на трубе, пришлось доброй Е прислониться к ограде, и стали они похожи, как братья.

Сказки про букву

Другой наш приятель, попавший в беду, просил подменить его в слове «школа», ведь первый он стоит по счету. Добрая Е и здесь пришла на помощь, легла на спину и стала точь-в-точь как Ш.

Следом за ней и Т не успела встать на место в слове «батут».Тогда в помощь грамоте Е сложила все свои ножки и ручки в одну линию и стала как Т. Все вместе они встали на нужные места, и слово правильно сложилось. Так они детям праздник принесли.

Этой сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Сказка 2

Слова в словарике живут, в своих домах — своих разделах.

Решила Е сходить в гости к А. С утра отправилась она в далекий путь: через горы, леса, реки. А для того чтобы не заблудиться, сестричка Е, Ё, дала ей один из двух своих клубочков. И отправилась Е в свое непростое путешествие.

Лесом катится клубок, Е еле успевает за ним, а в словаре начинается зима, все ели в блестках ледяных, окна в узорах расписных. А елки — они нам кажутся похожими друг на друга. Буква Е идет дальше и дальше и любуется красотой зимнего леса.

Сказки про букву

Буква Е гуляет по зимнему лесу.

И вдруг кто-то берет в руки словарь, начинает переворачивать страницы. Вся азбука в панике, ведь если буквы не на месте, слова нельзя найти и можно все их перепутать: енота, и ежа, и ерша, и елку.

Нужно азбуку спасать, надо Е на место возвращать. Для этого нужно сказать специальное слово. Знал его только еж. Тогда все собрались и дружно попросили: «Ёжик, говори слово». Он согласился, и Е вернулась на место как раз к тому моменту, когда перевернулась последняя страница.