Мягкой посадки! История русского парашюта

Как в России изобрели ранцевую парашютную систему и кто научил советскую промышленность выпускать собственные парашюты

Творческое переиспользование

И СССР, и США, собравшись отправлять аппараты для мягкой посадки на Марс, столкнулись с задачей испытания выполняющих ее систем. И если поведение теплозащиты уже было известно по испытаниям боеголовок межконтинентальных ракет и возвращающихся с земной орбиты аппаратов, а финальный этап посадки можно было проверить, сбрасывая аппараты с вертолета, то для проверки работы сверхзвукового парашюта нужно было подобрать специальные условия. К счастью, на Земле это можно было сделать. На высоте 30-40 км плотность атмосферы не сильно отличается от марсианской, а, используя ракетные двигатели, тестовые стенды можно было разогнать до сверхзвуковых скоростей. И по обе стороны океана инженеры пришли к похожим решениям. В СССР сверхзвуковые парашюты для “Марсов” тестировали, поднимая их в стратосферу на метеорологических ракетах М-100Б. Испытания оказались полезными, в воспоминаниях рассказывается о тенденции первой версии парашюта к схлопыванию на скорости 3,5М, которую заметили и смогли исправить. В США для “Викингов” испытательный стенд был несколько сложнее — аппарат поднимали на высоту 36 км на стратостате, а затем разгоняли твердотопливными двигателями. Сохранились даже кадры испытаний августа 1972 года. Им повезло — пленки забыли в списанном и проданном шкафу и чуть не потеряли совсем, но случай и энтузиаст космонавтики не позволили им пропасть.

Shot in 1972, this rare footage of the high-altitude, supersonic test for Viking’s parachute was almost lost by @NASA. Read more about the new generation of space scientists trying to resurrect the long-neglected supersonic parachute:

— WIRED (@WIRED) February 8, 2018

Всего было проведено 4 испытания, все успешные, но не потому, что сразу повезло найти подходящее техническое решение. Дело в том, что программа “Викинг” использовала наработки 60-х годов по созданию парашютов для космических аппаратов — Planetary Entry Parachute Program (PEPP), Supersonic Planetary Entry Decelerator (SPED) и Supersonic High Altitude Parachute Experiment (SHAPE), а испытательные полеты были только вершиной программы испытаний, включавшей в себя тесты в аэродинамической трубе, бросковые испытания и проверки пировыбрасывателя.

В PEPP, SPED и SHAPE провели в общей сложности 16 испытательных полетов, из которых удачными оказались только 11. На основе предыдущих экспериментов проверялись три наиболее перспективных типа купола — круглощелевой (ringsail), крестообразный и тип “диск-разрыв-полоса” (disk-gap-band, DGB).

Как правильно падать

Оптимальное положение тела парашютиста при раскрытии — лежа на восходящем потоке лицом вниз. При некотором опыте перейти в такое положение из любого беспорядочного падения совсем несложно: надо только придать своему телу правильную аэродинамическую форму, и воздушный поток сам повернет его как надо.

Эту форму можно отрепетировать до полета. Нужно лечь на землю лицом вниз, руки-ноги раскинуть в стороны, приподнять их повыше и прогнуть спину. Так и лететь удобно, и парашют раскрывается правильно.

Управление куполом осуществляется при помощи двух строп управления, натягивая которые парашютист направляет парашют вправо или влево. Натягивая две стропы одновременно, он уменьшает горизонтальную скорость. Можно подергать и другие стропы, при этом немного увеличится вертикальная скорость, однако на практике этим никто не пользуется.

С парашютом типа «крыло» совсем другая история. Если купол может лететь только вниз, купол со щелями — вниз и вперед, то крыло не может вперед не лететь. Потому что крыло создает подъемную силу только благодаря тому, что движется с некоторой горизонтальной скоростью. Именно благодаря скорости создается значительная разница давлений на нижнюю и верхнюю оболочку крыла и крыло гораздо меньшей площади, чем круглый парашют, создает такую же подъемную силу. Еще благодаря скорости снижения поддерживается форма крыла. Крыло по горизонтали может лететь со скоростью 32 км/ч, а опускаться — от 0 до 6 км/ч.

Читайте также:  Гиперэкстензия — упражнение для укрепления спины

Управление крылом осуществляется также двумя стропами управления. Если тянуть за левую, то крыло будет разворачиваться влево, за правую — вправо. Если тянуть за обе — будет уменьшаться горизонтальная скорость. Если потянуть сильно, то скорость уменьшится настолько, что крыло почти перестанет создавать подъемную силу и одновременно начнет терять свою форму, что заставит его расстаться с остатками подъемной силы, то есть приведет к эффекту «сваливания» — крыло резко ныряет вниз. Есть у крыла одна особенность: перед тем как оно «сваливается», скорость его, как горизонтальная, так и вертикальная, на очень короткое время уменьшается практически до нуля. Запомним этот факт, он нам скоро пригодится. Если стропы управления отпустить, крыло через некоторое время восстановит форму, и парашютист продолжит движение со свойственной агрегату скоростью.

Тандем

Прыжок в тандеме производится с использованием особенной подвесной системы. Она фиксируется к системе мастера, к которой и присоединен парашют. Это оборудование отличается повышенной надежностью, карабины выдерживают тонну груза каждый.

Ход прыжка полностью контролирует инструктор. От него зависит отделение, свободный полет-падение, раскрытие купола, полет под ним и приземление.

В этом случае к пассажиру предъявляются лишь одно требование — возраст от восьми лет (несовершеннолетним нужно разрешение от родителей). С профессионалом могут прыгать пожилые люди, лица, имеющие лишний вес, слабую подготовку и ограниченные возможности в физическом плане.

Обычно свободное падение продолжается от 30-ти до 60-ти секунд. Полет под куполом занимает около трех минут. При желании пассажир может попробовать управлять полетом на безопасной высоте.

Перед тем, как прыгнуть с парашютом, придется пройти минимальную подготовку. Главное, что требуется от новичка – не мешать мастеру.

интересных фактов о парашютном спорте

Парашютный спорт – один из самых захватывающих видов спорта. Ничто, не сравнится с ощущением волнения и всплеском адреналина, который вы получаете, когда парите на воздушной подушке и управляете парашютом. Однако парашютный спорт всегда сопровождает огромное количество мифов и заблуждений, которые останавливают миллионы людей от возможности пережить этот волнительный опыт. Статистика последних десятилетий доказывает, что данный спорт невероятно безопасен. Но, для того чтобы регулярно заниматься им, вам придётся долго учиться, а также получить специальную лицензию. Это долгий и недешевый процесс, но оно того стоит. Если вы никогда не прыгали с парашютом, вам стоит попробовать это сделать хотя бы раз в жизни.

1. Средняя скорость свободного падения человека, выскочившего из самолета на полном ходу ― с парашютом или только с мыслью о том, что забыл выключить дома утюг ― 50 м/с или 180 км/ч.

в 3000 метров до момента открытия парашюта спортсмен пролетает за минуту.

3. По результатам исследования Американской ассоциации дельтапланеризма (U.S. Hang Gliding Association), на каждые сто тысяч живых парашютистов приходится двадцать пять разбившихся. Таким образом, парашютный спорт ― один из самых безопасных видов экстремальной деятельности.

Читайте также:  35 супер-эффективных упражнений для тренировки с фитболом

4. Прыгнуть с парашютом и разговаривать ― вещи абсолютно несовместные, как бы ни уверяли нас в обратном режиссеры американских боевиков.

5.«Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна, каждая сторона которого имеет 12 локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой большой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности», ― писал Леонардо Да Винчи задолго до возникновения парашютного спорта.

6. Первым смельчаком, отважившимся прыгнуть с парашютом из аэроплана (до этого сигали с воздушных шаров), стал в 1912 году американец Альберт Берри. Причем, прежде чем прыгать с парашютом, Альберту нужно было добраться до металлического контейнера, где он находился. А контейнер был прикреплен к фюзеляжу, так что отважному Берри пришлось сначала перебраться на шасси машины и уже там пристегивать парашют.

7.В России первый прыжок с парашютом совершил 17 мая 1917 года штабс-капитан Соколов, нарочно для этого выпрыгнувший из аэростата. На следующий день тот же подвиг совершил ничего не знавший о своем предшественнике подпоручик Анощенко. Какова же была досада подпоручика, когда он узнал, что его обошли! Он даже подумывал вызвать штабс-капитана на дуэль, но тут началась революция, и обоим стало не до парашютов и дуэлей.

8. Самым дерзким парашютистом до недавних пор считался капитан армии США Джозеф Киттинджер, который прыгнул с высоты 31 332 метра. Для подъема он использовал стратостат, а чтобы не сгореть при падении ― специальный скафандр. Но его по всем статьям обошел парашютист-экстремал Феликс Баумгартнер, шагнувший в бездну с высоты 38 600 метров. Скорость свободного падения Феликса достигла безумных 1342 км/ч.

низкий прыжок с парашютом с высоты 9-12 м совершил британский пилот Тереке Спенсер в апреле 1945 года. Причиной послужила совсем не скромность англичанина, просто его самолет подбили над заливом Висмар в Германии.

10. Самый старый парашютист ― Джордж Мойз, прыгнувший в тандеме с инструктором с высоты 3000 м в в возрасте 97 лет. Таким образом дед отпраздновал день рождения, сэкономив на вечеринке.

11. Чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса в 2007 году, японцы придумали прыжок «Банзай». Из самолета выбрасывают парашют, а следом выпадает человек. Он должен догнать парашют, надеть систему и открыть купол, пока не достиг критической высоты.

Техника и тактика ловли

Прежде чем начать заброс на водоеме, следует научиться делать это на подходящей для тренировок местности, например на лужайке со скошенной травой.

Перед тем как забросить парашют в воду, следует очистить его от тины и прочих водных растений, которые остались на нем от последнего заброса.

Выбор места

Для ловли рыбы при помощи парашюта не подходят глубоководные места с быстрым течением, обильной растительностью, неровным дном, покрытым валунами и корягами. Крутые склоны под водой препятствуют захвату рыбы.

Техника и тактика ловли

В непосредственной близости от рыбака не должно быть густой растительности, деревьев, кустов, а также таких растений, как полынь, сорная трава и т. п. В радиусе 2−3 м место должно быть ровным и чистым.

Не рекомендуется запускать снасть с какой-либо возвышенности, превышающей 2 м над поверхностью водоема (обрыва, моста или набережной). Падая с высоты, свинцовые грузила начинают сходиться в одну точку. Не имеет значения, насколько правильно осуществляется заброс сети, поскольку она под воздействием тяжести будет приобретать форму конуса, а не ложиться плоско на поверхность воды.

Следует избегать ловли рыбы в незнакомых местах. Это часто приводит к нарушению целостности конструкции, повреждению прожилин.

Читайте также:  Какие силовые тренажеры лучше купить для дома

Техника заброса

Шнур для рыбалки сворачивают в форме колец и помещают в левую руку. Сеть при этом берут посередине выпрямленной рукой (при американском типе снасти берутся за втулку). Сеть следует встряхнуть для распрямления и вытяжения. Если шнур с грузилами запутался или перекрутился, его нужно выпрямить. После этого нужно взять в правую руку верхнюю часть парашюта (от ¼ до ½ поверхности), нанизав ее 1 или 2 петлями на левую руку.

Шнур с грузилами следует взять в 2 точках обеими руками, широко расставив их для максимального натяжения свободной части оснастки.

Затем можно осуществлять заброс. Предварительно следует сделать 2−3 колебательных движения или 1 большой замах (корпус рыбака должен развернуться на 180°). Необходимо обратить внимание на плоскость, в которой перемещается снасть. На лету она начинает разворачиваться, поэтому траектория ее полета должна составлять угол в 25−30°. Перед касанием поверхности воды сеть должна полностью развернуться, образуя круг. Для этого необходимо приложить усилия во время броска, рассчитать которые можно после тренировки.

Инструкторы советуют захлестывать петлю, которая находится на конце шнура, на левую кисть перед тем, как осуществить заброс. Во время тренировок на местности это легко удается сделать, но непосредственно возле воды парашют может соскользнуть с мокрых рук в водоем, увлекая за собой шнур. Оптимальный вариант — закрепить петлю на поясном ремне.

Техника и тактика ловли

Существуют и другие виды заброса. Рыбаки с опытом ловли рыбы при помощи парашюта вырабатывают собственную тактику заброса, которая соответствует индивидуальным особенностям и условиям местности.

Не всегда следует нанизывать шнур на руку. Можно оставить его на земле (если поверхность земли чистая и отсутствуют кустарники, пни, деревья и т. п.). Так времени на подготовку к броску уходит меньше, а количество забросов увеличивается, что повышает объем вылова.

Исходя из этого, можно делать вывод, что рыбная ловля кастинговой сетью более эффективна, чем при помощи удочки или на живца.

Летчикам — свои, десантникам — свои

После того как первые советские парашюты НИИ-1 были опробованы в войсках и оттуда пришли отзывы, парашютный отдел НИИ ВВС доработал свою продукцию, одновременно разделив ее на несколько специализированных моделей. Для летчиков был предназначен парашют ПЛ-1, который в разных модификациях советские пилоты использовали до самого конца Великой Отечественной войны. Десантники получили детище самого Михаила Савицкого — парашютную систему ПД-1, первые 70 экземпляров которой были выпущены в 1931 году. А для тренировочных прыжков был предназначен парашютный комплект ПТ-1, состоявший из двух парашютов — основного наспинного и запасного нагрудного: такая система тоже быстро стала классической.

Выброска советских парашютистов с бомбардировщика ТБ-3, середина 1930-х годов

В 1931 году первая советская парашютная фабрика выпустила более 5000 парашютов всех модификаций, а годом позже — уже свыше 12 000. Это позволило полностью удовлетворить потребности советской авиации и десантных войск того времени. С этого момента, несмотря на быстрый рост числа летчиков и десантников в Красной Армии, все они обеспечивались исключительно парашютами советского производства: никакие импортные системы военными больше никогда не эксплуатировались.

Смотрите также

Девять отцов первого русского военного дирижабля

Три первых в мире русских подлодки

День создания истребительной авиации в России

Адмирал-изобретатель: что подарил русскому флоту Степан Макаров

Как русский флот обзавелся радиоразведкой